— На что человеку нужно опираться, если у него нет любви к Кришне? Ответ типа: «Опираться на садху» — меня не устраивает, потому что садху так и могут остаться историческими садху, а я тем, кто «опирается» на них, так и оставаясь без любви к Кришне.
Опереться нужно на 2 вещи. Сначала на таттву, абсолютную истину. Залить своё сердце таттвой. Таттвой, которая провозглашает «Кришна никогда не покидает живое существо». После этого нужно опереться на мамату — то чувство, которое говорит мне, что Кришна в моём сердце — это мой Кришна.
Мама Яшода любит Кришну не как сына. Она любит сына и её сын — Кришна. Гопи любят Кришну не как возлюбленного. Их возлюбленный — Кришна. Кришну не нужно любить «как». Кришну не нужно звать «как». Нужно звать сына, друга, возлюбленного. Кришну. И в каждом сердце Он обретёт это родственное положение — «мой».
Это не про то, что «Кришна — мой, а не жителей Вриндавана». Нет.
Что-то должно стать моим, а не только тем, что принадлежит садху. «Мамата». Это ключ, не то, чтобы прям войти в расу, в любовные отношения с Кришной, но по крайней мере, оживлённо посмотреть в эту сторону. Посмотреть на Кришну, который в моём сердце.
Сначала я опираюсь на то, что невозможно сжечь никаким огнём здесь — на мою связь с Кришной. Это таттва. Неразрывная вечная связь с Кришной по таттве. Кришна никогда не покидает моё сердце.
Конечно же, пока у меня нет любви к Кришне, связь с Ним будет ещё, по сути, безликой. Потому что, чтобы Он появился лично, — для этого мне нужна любовь. Любовь, которую я развиваю, делая что-то для Него. Делаю что-то для того, кого я никогда не потеряю больше. Это и будет началом расы, любовных отношений. Любовью, проявляющей постепенно эту личность Кришны. А пока — таттва.
Таттва даёт право смотреть на Кришну, как на близкого. Потому что по таттве — Кришна никогда не покидает душу. Поэтому, когда мне кто-то скажет, что я не нужен Кришне — я не буду это слушать. По таттве — нужен. Я нужен Кришне. Каждый дорог Кришне. И Хираньякашипу и проклятый Ашваттхама. Даже если я настолько мерзкий тип, который «навечно» отвернулся от Кришны. Кришна всё равно любит. Кришна — любит, я — нет.
Шрила Прабхупада настойчиво рекомендует принять осознание себя слугой Кришны. Дасья-бхава. Прими в сердце бхаву слуги. Для начала. Когда связь с Кришной на основе таттвы, абсолютной истины, — служи. У тебя нет с Ним конкретной расы, любовных отношений, даже если внешне ты настойчивый проповедник, президент Храма, старший преданный и так далее. Отношения в сердце на основе таттвы, нет расы.
Но когда связь с Кришной в сердце устанавливается и становится более личностной, моё служение постепенно начинает перемешиваться с чувством любви, потому что появляется моя сопричастность с Ним: «Кришна — Мой! Неизвестный ещё моему сердцу, но Мой! И я хочу Его любить! Как любить — не знаю. Но, в конце концов, кого же мне ещё можно любить, если не Кришну?» И от этих размышлений Кришна в сердце может быть тронут. Потому что ты никогда ещё так не проявлял внимание к Кришне. Конечно же, эта любовь не касается расы. Это первые чувства к Кришне. Первое что-то живое в Его сторону. Дальше — Гуру поможет.
Случается так, что по милости садху, Кришна может стать интересным: «Кто Он такой, что не смотря ни на что, Он меня не покинул до сих пор? Какие у Него качества? Как Он выглядит? Что Он любит? Как Он живет? Кого Он любит? Каков Его мир?».
Поэтому в сердце могут войти эти 9 песен Шримад Бхагаватам, показывая того Кришну, кто до сих пор тебя не бросил. Тот Кришна, который готов прийти за тобой в любые миры в любых формах, чтобы забрать тебя. Он не бросит никогда. И если я обращу на это внимание, если я проявлю интерес к этому родному, у меня есть шанс войти в мир любовных отношений с Ним — во Вриндаван.